Конец XVI начало XVII в, 35,8x30,4 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На этой иконе, написанной неизвестным мастером строгановской школы, изображены два события, описанные евангелистами (Мф 27- 57-61, Мк 15:46-47, Лк 23:53-56; Ин 19:38-42). В верхней ее части ученики Христа Иосиф Аримафейский и Никодим с помощниками снимают с креста мертвое тело Спасителя. Богоматерь принимает Сына.
В нижней показаны Иисус Христос во гробе, оплакиваемый Богоматерью, святыми женами, учениками и последователями. Совмещение двух связанных по времени событий на одной иконе обычно для строгановских мастеров Изображение Спасителя, лежащего во гробе и оплакиваемого близкими иконографически повторяет изображения, помещаемые на плащаницах.
Плащаницу во время службы в Великую Пятницу священнослужители поднимают с престола и выносят из алтаря на середину храма, где она находится в течение 3-х дней, напоминая о трехдневном пребывании Христа во гробе. Таким образом изображение на иконе вызывает непосредственные ассоциации со службой, совершающейся в храме.
Скорбное настроение, пронизывающее богослужение Великой Пятницы, свойственно и иконе, в колорите которой преобладают охры, словно померкший свет золота. Темный голгофский крест обведен красным контуром, напоминающим кровавый след.
Однако, здесь полностью отсутствует экзальтация. Жесты и позы при всей выразительности гармоничны и сдержанны, их ритмические повторы создают действие замедленное и торжественное, подобное церковной службе.
Комментарии