Религиозные праздники

распятие иконаМастер Михаил, конец ХVI-начало XVII в, 35,6x29,8 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург ( кульминационный момент евангельской истории -  Распятие Спасителя на кресте, описанное всеми (У V евангелистами, мастер Михаил, как это ему свойственно, передает со множеством подробностей и дополнительных эпизодов. Крест с распятым Христом вознесен на вершину Горы Голгофы. Поодаль от него по сторонам - два других креста, с привязанными к ним разбойниками.

Вход в Иерусалим иконаМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII в., 35,8x30,2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Икона из праздничного чина "Вход в Иерусалим".

В ряду праздничных икон она следовала за "Воскрешением Лазаря". Это событие описано во всех четырех Евангелиях и рассказывает о торжественном вступлении Христа в Иерусалим, где ему предстояло принять мучения и победить смерть. Процессия во главе с Христом, восседающим на светлосером осле, как на престоле, движется от горы Елеонской к Иерусалиму. За ним шествуют его ученики. Апостолы размещены тремя четкими рядами один над другим, вплотную к Спасителю. Их взгляды следуют за взглядом учителя. Так передано их духовное родство и единение. Из ворот города двумя группами выходят навстречу Христу жители Иерусалима. "Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!" (Мк 11:8-10).

Воскрешение ЛазаряМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII в, 35,8x302 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В иконе "Воскрешение Лазаря" художник соединяет четыре эпизода, связанные с этим евангельским событием. Композиция развернута как бы в нескольких планах.

Кульминационная сцена -воскрешение Христом его умершего друга и последователя Лазаря - дана в большем масштабе, чем остальные, и помещена па переднем плане. Предшествующие ей события встречи Христа и его учеников сначала с Марфой, а затем с обеими сестрами -изображены среди уступов скал и в меньшем размере, что создает иллюзию удаленного пространства. Такой прием находит близкие аналогии в миниатюрах рукописей XVI в.

КрещениеМастер Михаил, конец ХУ1-начало XVII вв., 35,6x30 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Икона посвящена одному из двунадесятых 1/1 праздников - Крещению Иисуса Христа,  празднуемому церковью 6/19 января. Этот праздник знаменует начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление его как Сына Божьего.
Иконография иконы в целом традиционна и следует образцам-сложившимся еще в ранней Византии. Христос стоит в водах Иордана, к нему склоняется Иоанн Предтеча. На другом берегу четыре ангела. Покровы на их руках указывают на обычай отирать новокрещенных по выходе из купели. Кроме того, их покровенные руки -знак глубочайшего благоговения. Это событие описано евангелистами (Лк 3:21-22, Ин 1:32, Мк 1:10): "Разверзлись небеса и дух, как голубь, сошел на Иоанна. И глас с небес: Ты сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение" (Мк 1:10-11). В водах реки - рыбы и две фигурки - персонификации Моря и рею: Иордан, упоминаемые во время службы на праздник Богоявления. Их появление находит объяснение в псалме 113,3: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять". Эти образы имеют давнюю традицию, восходящую к V в.

Конструктор памятников

Заказать памятник