В 42 беседе о Евангелии от Иоанна Святой Златоуст говорит: «Хочешь ли почтить умершего? Почти его милостынями и благотворениями, ибо милостыни служат к избавлению от вечных мук».
Когда мы творим милостыню — восполняются необходимые добродетели и прощаются грехи упоминаемых нами усопших.
Православная Церковь не поминает и не отпевает умерших некрещеными, а также иноверцев и христиан других конфессий. По словам епископа Афанасия Сахарова, дома можно вспоминать в молитве такого покойного, но только по благословению духовника, т.к. можно пострадать за свою дерзновенность. Афанасий считает, что у каждого найдется в роду такой человек, который умер вне Православия, за которого надо молиться.
Имена усопших крещеных записываются в специальные книги, называемые помянниками. Пишутся только имена без фамилии и отчества. Имя пишется полное, не уменьшительное, в церковной форме. Это касается тех имен, которые кроме Богослужебной имеют форму мирскую, разговорную. Алексея записывают Алексием, Егора — Георгием, а Ивана — Иоанном, Юлию — Иулией, Семена — Симеоном, Катерину — Екатериной, Сергея — Сергием, Степана — Стефаном, а Илью — Илием.
Смерть — доля каждого человека. Все верующие люди чают о бессмертии души. После смерти душа, покинувши тело, предстанет на Божий суд. Нераскаянный грех — тяжкий груз. Поэтому очень важно, с каким багажом придет душа на встречу с Господом.