Церковь, со времен своего появления, любовно заботится о прахе своих умерших братьев по вере. Тело омывают водою, как знак будущего воскресения и стояние пред Творцом в чистоте и целомудренности. Покойного раздевают, подвязывают челюсть, подстилают ткань. Чаще моют женщины в возрасте, но мужчину омывает мужчина. Моют губкой, теплой водой, начиная с головы и отирая все тело крестообразными движениями трижды. Одежду покойного и другие тряпки следует сжигать, а пепел закапывать. При омовении читают Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Умерших христиан принято называть усопшими, т.е. уснувшими. Душа после смерти отделяется от тела и переходит из этой жизни в другую, где ожидает воскресение по слову Божьему, когда произойдет соединение души с обновленным телом.
У славян принято называть умерших чужих или своих родителями, т.е. относящимися уже к почившим отцам, которые находятся в жизни вечной. Эта традиция побуждает уважительно относиться к памяти покойных. Субботы, в которые Церковь поминает усопших, так и называются «родительскими». Именно суббота принята днем покоя, так как Господь наш, после шести дней творения мира, почил от дел Своих, и нам заповедал чтить день субботний. В родительские субботы Церковь молит об упокоении душ всех усопших христиан.
Первое блюдо, подаваемое за поминальным столом, будет кутья (коливо). Кутью освящают во время панихиды. В редких случаях можно просто окропить святой водой. Кутья готовится из отварных зерен риса (пшеницы) с добавлением сахара (меда) и изюма.
Поминовение может быть храмовым (в храме совершается богослужение), может быть и домашним (келейным). Христиане должны каждый день молиться, утром и вечером, и в своих молитвах обязательно поминать усопших. Традиция записывать в церкви имена усопших для поминовения появилась еще в первые века Святой Церкви. Раньше такие книги назывались диптихами, что означает «двойные», так как записывались имена живых и имена усопших.