Православную поминальную трапезу устраивают родные усопшего на третий, девятый, сороковой день, а также на годовщину смерти, в дни рождения и именин. Главная цель таких трапез — молитва всех присутствующих за покойного. Поминать надо усопшего добрым словом, молитвами и преломлением хлеба.
В третий, девятый и сороковой день принято читать 118 псалом перед иконами с зажженными свечами или лампадой. В любой другой день читают молитву : «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой". Перед самой едой читается Господня молитва («Отче наш»). После застолья надо просить у Бога за всех покойных: "Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память". Потом принято говорить прошение, которым Сам Иисус Христос закончил свою последнюю трапезу: "Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим".
Православная церковь рекомендует читать Псалом над телом усопшего христианина до погребения. Эта традиция берет свое начало еще в глубокой древности. Чтение Псалма является молитвой к Богу, а также служит утешением и назиданием для живых.
Читать псалтирь может любой человек, либо церковный чтец. Предпочтительно читать стоя, но позволяется и сидя, если читающему человеку тяжело. При каждом воздаянии «Слава», чтение прерываются заупокойной молитвой «Помяни, Господи Боже наш…». В Пасхальную неделю чтение не положено. Псалтырь используется с первых дней христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости. Апостолы рекомендовали в третий день провожать усопших псалмопениями, чтениями молитв ради Иисуса Христа, Который в третий день воскрес. Поэтому и в дни Светлой седмицы чтение Псалмов над усопшим позволяется. Чтобы выразить большую торжественность праздника можно прибавлять пасхальные песнопения по прочтении кафизмы и «Славы».
Принято хоронить усопшего на третий день (хотя это не обязательно). Вынос тела из дома и перенос его в храм сопровождается пением Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертый, помилуй нас»). На Пасхальной неделе поют «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ». Впереди шествия несут икону или крест. На похоронах православных оркестр не приветствуется. В храм заносят тело при погребальном звоне. Ставят на середину напротив царских врат, т.е. ногами в сторону алтаря. Лицо открыто, обращено к востоку, как молящиеся живые христиане. Присутствующие держат в руках зажженные свечи.