Православная Церковь, напутствуя каждого своего члена в загробный мир исповедью и святым причащением, заботится и о том, чтобы самые последние минуты его жизни были по возможности легки. При отходе души человека из этого мира читается так называемая отходная—«Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного» или, другими словами, «Канон молебный на исход души». В этом каноне святая Церковь преимущественно обращается к заступничеству пред Господом Пренепо-рочной Владычицы, которая есть «непостыдное и непо-грешительное всем, иже в нуждах, прибежище» и «Помощница непоборимая».
Канон этот заканчивается особой молитвой, в которой священник взывает ко Всевышнему: «молимся и мили ся Ти деем, душу раба Твоего (имя рек) от всякие узы разреши и от всякия клятвы освободи, остави прегрешения ему, яже от юности, ведомая и неведомая, в деле и слове, и чисте исповеданная, или забвением, или студом утаенная», «повели, да отпустится от уз плотских и греховных, и прии-ми в мир душу раба Твоего сего (имя рек) и покой ю в вечных обителях со святыми Твоими». Отсюда видно, что эта молитва, читаемая иереем «на исход души», есть только просительная, а не разрешительная в том смысле и значении, какие имеет разрешительная формула в таинстве покаяния.
Если время не позволяет прочитать весь канон (канон состоит из 9 песней, каждая песнь начинается ирмосом и состоит из ряда тропарей, заканчивающихся обыкновенно Богородичным), то обычно ограничиваются
чтением только одной молитвы, имеющейся в конце канона, которую читает обязательно иерей в минуты разлучения души с телом.
Некоторые родители для своего утешения, при виде умирающего ребенка, просят священника прочитать ему отходную. Конечно, не может быть и речи, чтобы читать при смерти младенца канон, полагающийся при смерти взрослого, и, естественно, неподходящий для данного случая. Чтобы исполнить волю родителей, священнику лучше всего читать «Канон покойный над младенцем скончавшимся», находящийся в «Чине погребения младенцев». Канон это очень трогателен и утешителен по своему содержанию. Он может смягчить душевную боль родителей.
Кроме вышеназванного канона в Требнике есть еще «Чин бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».
Иногда на лицо умирающих в страданиях накладываются воздухи (покрывала), используемые при совершении литургии. Этого делать не следует: Церковь сама указала и определила особенный (только что приведенный выше) «Чин... внегда человек долго страждет».
Комментарии