«И сказал Господь Моисею, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздникам Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои» (Лев. 23: 1,2)
Этими словами Господь Израиля учредил годовой круг праздников, чтимых иудейскими общинами по всему миру. Неважно, к какой синагоге принадлежат евреи: ортодоксальной, консервативной или реформированной, являются они русскими, американскими или йеменскими. Эти праздники являются важной частью всемирной еврейской культуры. Праздники важны для людей. Это возможность отвлечься от будней, провести несколько дней в покое и общении.
В эти дни собирается народ Божий в храме Господнем. Праздники напоминают историю Израиля и Божьи дела. И хотя праздники эти привязаны к сельскому хозяйству Палестины и напоминают об истории одного народа, они все же открывают события, которые сыграли важную роль в истории становления всех народов по всей земле.
ПАСХА (Пейсах)
«В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки» (Лев. 23: 5,6)
Праздник Пасхи отмечается четырнадцатого числа еврейского месяца Нисана. Этот праздник отмечался при полной луне месяца, название которого означает «перелет».
Нисан приходится на март-апрель по римскому календарю и остается первым весенним праздником, определенным Богом. 1450 год до Рождества Христова, Бог заповедал Своему народу вспоминать, как Он избавил их предков от египетского рабства. Это повеление соблюдается. Все богобоязненные евреи в этот день рассказывают своим детям, как Бог вывел их отцов из страны рабства и из духовной тьмы, рассказывают о десяти египетских казнях, сломивших упорство фараона. Последняя казнь совершилась во время полнолуния 14 Нисана.
Моисей тогда велел принести в жертву ягненка, собрать его кровь и пучком иссопа нанести ее на косяки и перекладину входных дверей. В египетской мифологии ягненок представлял египетского бога Амона. Этот бог, чье имя означает «скрытый», почитался как царь богов и источник жизни на небе и земле. А согласно египетскому зодиаку Нисан был месяцем Амона, причем на пятнадцатое число приходился расцвет его силы и власти.
Ягненок был настолько священен в египетской культуре, что простым людям запрещалось даже прикасаться к нему. Для египтян убийство ягненка в еврейских домах означало развенчание их религии. Пасхальное жертвоприношение было оскорблением и вызовом в адрес все их богов. «Над всеми богами египетскими произведу суд. Я Господь» (Исход 12:12).
Столетия спустя, когда царь Соломон построил в Иерусалиме храм, к нему стали стекаться тысячи людей для празднования Пейсах. Традиция бережно хранилась до тех пор, когда римляне разрушили храм в 70 году по Рождеству Христову. Без храма жертвоприношение стало невозможным, т.к. закон гласит, что это может делать только помазанные священники и только на месте, избранным Богом. Вот уже почти 2000 лет в еврейских домах на пасхальном столе нет ягненка. Вместо этого раввины заменили его бесквасным хлебом «маца». Употребление мацы означает употребление агнца.
С разрушением храма нарушился ход празднования и других праздников. На пасхальной вечере Иисус Христос взял хлеб и вино и заговорил о них в новом свете. Он преломил пресный хлеб и объявил его телом Своим. После вечери Он поднял чашу с вином и провозгласил: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22: 20).
Для всех, кто принял верой слова Спасителя, вечеря Господня стала драгоценным напоминанием о Его истерзанном теле и пролитой крови. Праздник Пасхи стал намного превосходящим воспоминание о рождении народа. Он теперь провозглашает освобождение от греха нового Божьего народа, всех, уверовавших в Его спасительную смерть. Для евреев, не уверовавших в Иисуса, пасхальный хлеб является частью ежегодной праздничной вечери, окруженной тайной. Эта тайна является головоломкой, в решении которой раввины не могут прийти к согласию. Есть такой обычай «Афикомен».
На пасхальный стол кладется полотняная сумка «тош» квадратной либо круглой формы. В сумке внутри вшиты три кармана, в каждом из которых лежит по куску мацы. Все знают, что маца там, но никто ее не видит. Во время вечери из среднего кармана достают кусок, ломают пополам и одну половину заворачивают в льняную ткань. Этот кусок называют «афикомен». Это слово греческое и означает «грядущий». «Афикомен» убирают со стола и прячут.
Позже детей просят найти спрятанный хлеб. Ребенок, нашедший мацу, приносит ее обратно к столу, где отец семейства должен выкупить его. Когда цена уплачена, «афикомен» разворачивают и делят между всеми. Это последнее, что съедается на празднике. Некоторые раввины считают, что три куска мацы символизируют три венца мудрости.
Другие думают, что это три патриарха: Авраам, Исаак и Иаков. Есть идея, что это касты: священники, левиты и прихожане. Однако христиане точно знают, что «афикомен» -- это картина триединства Бога, Отец и Сын и Дух Святой. Средний кусок представляет собой Сына, нашего Спасителя, ломается, заворачивается, прячется и выкупается, а затем возвращается ко всеобщей радости. Приобщаясь к хлебу Господней вечери, мы приобщаемся ко Христу. Его тело было ломимо за нас. В ближневосточной культуре хлеб означает сущность жизненной силы.
Вино – важнейшая часть пасхальной вечери. За время ужина стол обохдят четыре чаши. Первая чаша «освящения», вторая – чаша «язв» (напоминание о казнях, обрушившихся на египтян). Третья чаша – «искупления», напоминание об освобождении из рабства. Четвертая чаша – «чаша хвалы». В это время празднующие читают Псалмы хвалы от 112 до 117. Чаша «искупления», или «киддуш» на пасхальной трапезе следует после «афикомена». Считается, что именно эту чашу поднял Иисус и провозгласил, как Кровь Свою (Мф. 26: 27,28).
Чаша вина в иудейской традиции всегда символизировала кровь.
В первых книгах Библии договоры скреплялись и подтверждались кровью. То же мы можем видеть и в Евангелии. На вечере и на кресте Иисус Своей собственной кровью провозгласил начало Нового Завета, предсказанного пророком Иеремией (Иер. 31: 31-34). Мы знаем, что Новый Завет еще не достиг своего окончательного исполнения, т.к. еще не весь дом Израиля и дом Иуды вступили в этот завет. Новый Завет заключен с теми, кто верит, что Господь Иисус – Мессия.
Каждый раз, принимая чашу Вечери Господней, христиане знают, что разделяют пасхальную чашу Нового Завета. Мы вспоминаем не только смерть Христа, но и кровь, утвердившую Новый Завет.
Комментарии